Баркоў УЛАДЗІСЛАЎ АЛЯКСЕЕВІЧ
Нарадзіўся 28 ліпеня 1947 года ў горадзе Харкаве ў сям’і ваеннага. У 1966 годзе скончыў сярэднюю школу. Працаваў у горадзе Бабруйску электраманцёрам на дыхтавым камбінаце (1966-1967), лабарантам ляснога тэхнікума (1967-1968), трэнерам дзіцяча-юнацкай спартыўнай школы (1968-1969). Вучыўся ў Калінінградскім тэхнічным інстытуце рыбнай прамысловасці і гаспадаркі. У 1973 годзе закончыў фізкультурны факультэт Гомельскага універсітэта імя Францыска Скарыны. Працаваў выкладчыкам універсітэта. У 1974-1977 гадах навучаўся ў аспірантуры. З 1978 года – выкладчык (1978-1981), дацэнт (1981-1983), загадчык кафедры тэарэтычных асноваў фізічнага выхавання (1983-1990) Гомельскага універсітэта імя Францыска Скарыны. У 1979 годзе абараніў кандыдацкую дысертацыю. Вучонае званне дацэнта па кафедры тэарэтычных асноў фізічнага выхавання прысвоена ў 1985 годзе. З 1990 года – у Гродзенскім дзяржаўным універсітэце імя Янкі Купалы: дацэнт, загадчык кафедры (1991-1999), рэктар УО «Гродненский государственный областной институт повышения квалификации» (1999-2008).
У 1997 годзе абараніў доктарскую дысератцыю «Научно-методическое обеспечение физического воспитания детей и подростов в условиях радиационного загрязнения среды». Вучонае званне прафесара па спецыяльнасці «Педагогіка» прысвоена ў 2000 годзе.
Прафесар У.А.Баркоў абгрунтаваў методыкі арганізацыі заняткаў па фізічнаму выхаванню і спорту з навучэнцамі, якія пражываюць у рэгіёнах, пацярпеўгых ад аварыі на Чарнобыльскай АЭС, вызначыў аптымальныя фізічныя нагрузкі і рухомыя рэжымы, якія забяспечваюць найбольшы эфект і дазваляемыя ў дадзеных умовах жыццядзейнасці.
Вывучае псіха-фізічнае здароўе педагогаў у залежнасці ад стажа работы, прадметаў, месца працы (вёска, горад). Ім выяўлены фактары, выклікаючыя ў педагогаў сіндром «эмацыйнага выгарання” і дадзены практычныя рэкамендацыі па яго паніжэнню за кошт сродкаў аздараўляльнай фізічнай культуры.
Асноўныя публікацыі:
Научно-методическіе подходы к технической подготовке баскетболистов на основе индивидуализации процесса обучения. – Гомель: ГГУ, 1999. (в соавт.)
Научно-методические подходы к формированию у школьников техники игры в футбол на основе развития целевой точности движений. – Гродно: ГрГУ,2004. (в соавт.)
Научно-методические основы физического воспитания школьников на радиационно загрязненных территориях. – Гродно: ГрГУ, 1999.
Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе. – Гродно: ГрГУ, 2003. (в соавт.)
Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей. – Минск: Технология, 2001. (в соавт.)
Физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах вспомогательной школы. – Гродно: ГрГУ, 2003. (в соавт.)
Обучение ритмике танцам и ритмической гимнастике: Учебное пособие для студентов специальности 03.03. и 03.08. Ч. 2. – Гродно: ГрГУ, 1994.
Педагогические исследования в физическом воспитании // Гродно: ГрГУ, 1995.
Тексты лекций по курсу «Введение в специальность» для ст-тов спец-ти П 02.02.00 //Гродно: ГрГУ, 1999.
Профильное обучение с общеобразовательной физкультурной направленностью // Учебно-метод. пособие: Изд-во УО «Гродненский ГОИПК», 2007.
Физическая культура в режиме учебного дня школы // Методич. пособие. – Гродно: изд-во УО «Гродненский ГОИПКиПРРиСО», 2006.
Программы 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения: Подготовительный,1,2 классы. (Утв. Мин.обр.РБ.). – Мн.: Н.М.Центр 1999. (в соавт.)
Отношение детей младшего и среднего школьного возраста к физической культуре // «Физическая культура и здоровье».- 1996.- № 5.
Проблемы внешкольной спортивно-массовой работы с детьми на радиационно-загрязненных территориях // Праблемы выхавання. – 2000. – № 3.
Психофизическое здоровье учителя // Профессиональное становление молодого учителя: Сб. науч. статей. – Гродно: ГрГУ, 2003.
Социальная адаптация школьников с особенностями развития средствами спортивных игр // Дэфекталогія. – 2004. – № 1(36).
Социальные проблемы здорового образа жизни педагогов // Народная асвета. – 2002. – № 10.
Педагогическая практика на факультете физической культуры // Педагогич. практика студентов: теоретич. основы и опыт организации. – Гродно: ГрГУ, 2004.
Организационная культура школы // Эффективный школьный менеджмент: пособ. для директоров школ. – Минск: Тонпик, 2006. (в соавт.)
Воздействие занятий спортом на физическое состояние подростков в радиационных условиях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – № 3. 2000. (в соавт.)
Педагогическая помощь детям с интеллектуальной недостаточностью средствами физической культуры // Дэфекталогія. – 2002. – № 3. (в соавт.)
Подготовка школьников на уроках физической культуры к поведению в экстремальных условиях // Фізічная культура і здароўе. – 2003. – № 4. (в соавт.)
Социальная адаптация школьников с особенностями психофизического развития средствами спортивных игр // Дэфекталогія. – 2004. – № 2(37). (в соавт.)
Психофизическое здоровье городских и сельских педагогов // Здаровы лад жыцця. – 2004. – № 7(54). (в соавт.)
Секционные занятия по футболу во вспомогательной школе // Фізічная культура і здароўе. – 2004. – № 3(36). (в соавт.)
Обучение школьников поведению в экстремальных ситуациях // Здаровы лад жыцця. – 2005. – № 4. (в соавт.)
Социальное сопровождение развития детей с интеллектуальной недостаточностью средствами адаптивной физической культуры // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1. – 2006. – № 36.
Эмпирический анализ здорового образа жизни педагогов Гродненского региона // Теоретические и практические аспекты формирования здорового образа жизни в системе образования: сборник научно-методических материалов. – Гродно: УО «ГрГОИПКиПРРиСО», 2006. (в соавт.)
Спортивный компонент в структуре агротуристской рекреакции // Wspolczesne tendencje w wychowaniu fizycznym sporcie rekreacji ruchowej I turystyce 1Miedzynarodowa konferencja naukowa Suprasl. – 2007. (в соавт.)
Организационная культура школы // Столичное образование сегодня. – 2008. – № 1, 2. (в соавт.)
Barkou Uladzislau Aliakseevich (b. 1947). Doctorate in Pedagogics (1997), professor (2000). Head of the chair for Theory and Methods of physical training (1991-1999), rector of the Educational establishment «Grodno state regional institute for refreshing courses” (1999-2008), dean of the Psychology department (since 2008). Main directions of research: the issues of invigoration of children and teenagers by means of physical training.