Главная » Ветераны » Будни ветеранской организации, Новости, Штрихи к портрету » Призвание высокое и благородное: о педагогической деятельности доцента Ромы Романовны Прокопьевой

Призвание высокое и благородное: о педагогической деятельности доцента Ромы Романовны Прокопьевой

18 апреля 2012

18 апреля отмечает свой  75 летний юбилей доцент кафедры психологии и педагогики детства Рома Романовна Прокопьева, супруга участника великой отечественной войны и тоже педагога Прокопьева Ивана Ивановича.

Родилась Рома Романовна в д. Вывлочка Замойского района Люблинского воеводства (Польша) в семье служащих. После воссоединения Западной Украины и Украинской ССР в1939 г. семья переехала в Белоруссию. Во время Великой Отечественной войны они жили в Витебской области, отец участвовал в партизанском движении на Белоруссии.

В1952 г., окончив 7 классов, Рома Романовна поступила в Лидское педагогическое училище. Её педагогическая деятельность началась в1956 г. в Грандичской школе сельской молодёжи (Гродненский район) в качестве учителя начальных классов. В работу она включилась сразу, энергично, с молодым задором и энтузиазмом. Но ей хотелось учиться дальше, и это желание привело её в1958 г. в Гродненский государственный педагогический институт имени Янки Купалы на факультет педагогики и методики начального обучения. На письменном экзамене по белорусскому языку она писала сочинение на тему «40-годдзе Беларускай ССР – слаўная дата ў жыцці беларускага народа». характерной особенностью изложения темы является свободное владение белорусским языком, логичность, грамотность, чёткий стиль изложения. О том, что речь Ромы Романовны правильная, красивая, выразительная, скажут и руководители педагогической практики, которую она проходила на 3 курсе.

В педагогический институт Рома Романовна пришла подготовленной к учёбе. За плечами были 4 года учёбы в педагогическом училище и 2 года практической работы в школе. Уже начали накапливаться некоторые методические находки, формироваться педагогическое мировоззрение. И этот, пусть ещё небольшой опыт работы с младшими школьниками, Рома Романовна реализовывала и совершенствовала во время педагогической практики в первом и втором классах.

Руководители педагогической практики так характеризовали работу студентки-практикантки:

«Способный педагог, прекрасно владеющий учебным процессом, отлично знающий методику начального обучения. Она умеет творчески разрешить многие проблемы учебно-воспитательного процесса на основе учёта возрастных особенностей учащихся».

Учёба в институте позволила глубже раскрыться её педагогическому таланту, приобщиться к научно-исследовательской работе в научном психологическом кружке под руководством доцента О.Т. Шараевой. В этот период определяется её научный интерес в области воспитательной работы, хотя её интересуют и другие проблемы дидактики. Она принимает участие в работе традиционных конференций, посвящённых итогам научной работы студентов за учебный год. Так, в апреле1962 г., она, студентка 4 курса, выступила на секции педагогики, психологии и методики начального обучения с докладом «Пионерская двухлетка Гродно».

29 июня 1962 г. Государственная экзаменационная комиссия вынесла решение «присвоить Р.Р. Кирей квалификацию и звание учителя начальных классов». Звание учителя ко многому обязывает того, кто его носит. Рома Романовна  своей последующей педагогической деятельностью доказала, что  носит она его по праву.

Отработав по направлению Министерства просвещения БССР четыре года воспитателем и учителем начальных классов в Лидской школе-интернате, Рома Романовна переезжает в Гродно и год работает воспитателем детского сада №18, а затем учителем в СШ №14.

Говорить о том, что Рома Романовна ответственно относилась к исполнению своих профессиональных обязанностей, будет не совсем верно. Она их не исполняла, она жила работой; это – сущность её характера. На базе класса, который она вела, проходили эксперименты под руководством методистов ОблОНО и РайОНО и по заданиям Министерства просвещения БССР. В журнале «Народная асвета» № 3 за1973 г. Т.А. Альсмик, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения, в соавторстве с М.И. Рамушевич, методистом ОИУУ, опубликовала статью «Из опыта работы по преобразованию дробей в третьем классе». В статье описан опыт работы Ромы Романовны по теме «Дроби» в третьем классе.

Начальную школу Рома Романовна знала хорошо, понимала её проблемы и умело их решала. А это очень важно в подготовке будущих учителей начальных классов. По предложению декана факультета педагогики и методики начального обучения А.И. Рагойша, знавшего Рому Романовну как способную студентку, учителя с творческим налом, ректорат института выступает с ходатайством перед Городским отделом народного образования о переводе Ромы Романовны на кафедру педагогики и методики начального обучения Гродненского государственного педагогического института имени Янки Купалы. 4 декабря1973 г. на кафедре состоялось обсуждение её кандидатуры на должность преподавателя кафедры.

Процесс «адаптации» к работе в новых условиях для Ромы Романовны проходит незаметно. Она разрабатывает  курсы, которые ей поручены, материалы к лекциям и практическим занятиям, программу спецсеминара по методике воспитательной работы в начальной школе, цель которого состоит в том, чтобы в результате работы на занятиях каждый студент разработал «самые разнообразные виды внеклассных мероприятий и создал личную библиотеку из рефератов, альбомов, иллюстраций и диафильмов по проблемам нравственно-этического воспитания младшего школьника». Интересно организует она работу студентов во время их педагогической практики в школе.

Характерным и естественным моментом для её педагогической деятельности была связь со школой. Она выезжает в районы с докладами, в которых раскрываются основные направления организации воспитательной работы в начальной школе, проводит консультации с учителями, методистами кабинетов начальных классов отделов народного образования.

В эти годы она серьёзно занимается научной работой, сдаёт все экзамены кандидатского минимума и определяет тему научной работы – «Проблемные задания как средство активизации учебного процесса в начальных классах». Эта работа требовала серьёзного повышения научной квалификации, и в1975 г. Рома Романовна четыре месяца обучалась в Институте повышения квалификации преподавателей педагогики педвузов и университетов АПН СССР (г. Москва), а в январе1977 г. была в научной командировке в Москве в библиотеке им. К.Д. Ушинского. То, что она изучила за это время, благодаря своему неуёмному трудолюбию и трудоспособности, впечатляет. В своём отчёте она пишет: «Составила библиографию опубликованных монографий, научных сборников, журнальных статей, а также диссертаций по проблеме (580 названий). Изучила 15 авторефератов, ознакомилась с двумя диссертациями. Составила вариант проспекта исследований по теме. Подготовила программу спецпрактикума «Методика воспитательной работы в начальных классах» объёмом 1,5 п.л., утверждённую МП БССР для педвузов Белоруссии».

В ноябре1977 г. выступила с докладом и приняла участие в работе научно-методического Совета преподавателей педагогики и психологии МП СССР (г. Москва) по вопросам составления программы по методике воспитательной работы в начальных классах. Выступила с докладами на Республиканских и Всесоюзных педчтениях.

В связи с преобразованием Гродненского государственного педагогического института имени Янки Купалы в университет в1979 г. набор на факультет был прекращён, и Рома Романовна была переведена на работу в ОИУУ на должность зав. кабинетом начальных классов, затем она работала в ОблОНО инспектором школ. С августа 1981г. по август1987 г. – учитель начальных классов СШ №20 г. Гродно. На базе её класса работала школа передового педагогического опыта учителей начальных классов Октябрьского района г. Гродно.

С возрождением факультета педагогики и методики начального обучения в составе Гродненского государственного педагогического института имени Янки Купалы в1987 г. Рома Романовна возвращается на кафедру педагогики и методики начального обучения. Кроме опыта работы в ВУЗе, она имеет богатый опыт работы в школе, органах народного образования. Ей поручаются курсы педагогики, методики воспитательной работы, методики преподавания русского языка. По-прежнему её лекции, практические занятия, курсовые и дипломные работы, написанные под её руководством, характеризуются глубокой практической направленностью с использованием личного опыта работы и опыта работы учителей. Большое внимание она уделяет подготовке методических материалов по обучению грамоте шестилеток.

Рома Романовна продолжала учиться, совершенствовать своё педагогическое мастерство. В период с 1 февраля1989 г. по 7 июня1989 г. прошла четырёхмесячную стажировку при Гродненском городском отделе народного образования.

Рома Романовна проводила воспитательную работу, являлась куратором студенческой группы. Её работа со студентами была разнообразной и интересной. Студенты под её руководством проводили обсуждение различных проблем за «Круглым столом», «Шестилетки: проблемы, поиски» в СШ № 7 и № 2, организовывали встречи с врачами-педиатрами, врачами-психотерапевтами и др. Но главное, что Рома Романовна своим требовательным отношением к делу, своим высоким профессионализмом, внутренней культурой, доброжелательным, участливым отношением к студентам оказывала на них влияние.

Проведя анализ научно-исследовательской, учебной, воспитательной работы Ромы Романовны, кафедра в феврале1991 г. внесла предложение на Совет университета о ходатайстве перед ВАК СССР о присвоении ей учёного звания доцента по кафедре педагогики и методики начального обучения по совокупности опубликованных работ без защиты кандидатской диссертации. Это звание ей было присвоено 26 декабря1991 г. В сентябре из кафедры педагогики и методики начального обучения была выделена кафедра психологии и педагогики начальной школы, и преподаватели психологии и педагогики были переведены на эту кафедру. Перешла и Рома Романовна, а в2000 г. она ушла на пенсию.

Рома Романовна звание учителя начальных классов, присвоенное ей в июне1962 г., звание – высокое и благородное –  с достоинством несёт всю свою жизнь. Её многолетний труд оценен многими высокими наградами. Среди них Грамота АПН СССР, Почётная грамота МП БССР, Почётные грамоты Областного отдела народного образования, ректората, парткома, профкома института и университета. Она награждена нагрудным значком «Отличник народного образования БССР», медалью «Ветеран труда».

                                                 Кандидат педагогических наук,

                                             доцент кафедры математики

                                             и методики ее преподавания

                      А.С. Сидорчук

 Муж Ромы Романовны участник ВОВ и педагог от бога, много лет отдавший педагогической деятельности в нашем вузе .

Из воспоминаний заместителя декана педагогического факультета, доцента педагогических наук С.А. Сергейко:

«С Ромой Романовной Прокопьевой я познакомилась в конце 1996 года, когда после декретного отпуска вышла на работу преподавателем на кафедру педагогики и методики начального обучения. Красивая, интеллигентная, умная. Сразу бросались в глаза ее сильный и независимый природный ум, редкая работоспособность, энергия и последовательность в педагогической деятельности. В Роме Романовне чувствовалась порода.

Она являлась на нашей кафедре представителем новой жизни, носителем новых, прогрессивных идей, с энергией страстной натуры проводящим их в жизнь, до мозга костей гуманистом по своим убеждениям, считавшим авторитарную педагогику – осколком старины, всем сердцем ненавидящим формализм и рутину, в чем бы они ни проявлялись. Рома Романовна была честна, правдива и принципиальна, своих убеждений никогда не скрывала.

Студенчество восторженно принимало своего преподавателя. Будущие учителя начальных классов увлекались настолько, что не слышали звонка, так же как и сама Рома Романовна. Бывало часто так, что уже давно около дверей стоит другой преподаватель, и когда его терпение истощится, он обратится к Роме Романовне, что пора заканчивать, а то он уйдет. Тогда Рома Романовна смущенно просит извинения и быстренько выходит из аудитории, зачастую провожаемая аплодисментами очарованных ее речью студентов.

Рома Романовна вела поиск новых принципов, методов обучения и воспитания младших школьников, обеспечивающих развивающий и воспитывающий характер обучения, его природосообразность. От скольких грубых ошибок я была избавлена в воспитании собственного сына, благодаря беседам, консультациям и дискуссиям с Ромой Романовной. Под влиянием этих бесед я решила, что одна только педагогика – истинное дело, которому я могу и должна отдаться всей душой и вся без остатка».

Будни ветеранской организации, Новости, Штрихи к портрету

Copyright © 2012-2020 by ГрГУ им. Я.Купалы