Создан Гродненский педагогический институт
Областной комитет КПБ при содействии ЦК КПБ и Министерства просвещения БССР сделал всё необходимое, чтобы как можно скорее организовать в Гродно подготовку учителей. 30 августа 1944 г. было принято совместное постановление облисполкома и обкома КПБ «О восстановлении Педагогического института». Его главное содержание раскрывают следующие строки: «В целях подготовки квалифицированных кадров для техникумов и средних школ в освобождённых районах Исполком Облсовета Депутатов Трудящихся и Обком КП(б) Белоруссии постановляет:
1. Восстановить вместо ранее существовавших – педагогического института в гор. Белостоке и учительского института в гор. Гродно – Педагогический институт с размещением в гор. Гродно и просить «СНК и ЦК КП(б) Белоруссии утвердить данное решение.
2. Просить комитет Высшей школы при СНК СССР и Наркомат просвещения БССР укомплектовать институт профессорско-преподавательскими кадрами, обеспечить пособиями библиотеку и кабинет института».
В Годовом отчёте Гродненского государственного педагогического института за 1944-45 учебный год говорилось о том, что «главная особенность Гродненского госпединститута та, что он создан совершенно заново , так как, во-первых, и до войны в городе Гродно был только учительский институт, а, во-вторых, кроме здания от бывшего учительского института буквально ничего не сохранилось…
Были созданы три факультета: литературный, иностранных языков и физико-математический. Срок обучения по всем специальностям был четырёхлетний.
Приказом Всесоюзного комитета по делам Высшей школы при СНК СССР № 523 от 25 октября 1944 г. был установлен план приёма на первый курс Гродненского педагогического института – 240 человек.
Исключительную роль в создании принципиально нового высшего учебного заведения – педагогического института – принадлежит первому директору Николаю Васильевичу Власовцу.
Н.В. Власовец родился в 1910 г. на Минщине. В 1939 г. окончил Московский историко-философский институт, а в 1941 г. – аспирантуру АН БССР. Работал учителем, директором школы, лектором городского комитета партии.
По отзывам преподавателей, знавших его, Николай Васильевич был учителем не только по образованию, но и по призванию. В людях он ценил прежде всего профессионализм и на этой почве, как свидетельствуют архивные материалы, часто вступал в конфликт с идеологическими властными структурами. Как руководитель института отличался обстоятельностью и хозяйственностью, пользовался авторитетом в коллективе вверенного ему института.