Чёрная быль — трагедия 30-летней давности — вспоминают живые свидетели…
30 лет назад на территории нынешней Украины произошла техногенная катастрофа, последствия которой мы чувствуем до сих пор. 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который привел к полному разрушению реактора. В результате аварии в окружающую среду были выброшены радиоактивные вещества, в том числе изотопы урана, плутония, йода-131, цезия-134, цезия-137, стронция-90. Людям, жившим в радиусе 30 километров от электростанции, пришлось навсегда покинуть свои дома. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие военные, ученые, врачи. Среди сотрудников ГрГУ имени Янки Купалы есть люди, которые не только хорошо помнят тот страшный день, но и внесли немалый вклад в устранение негативного влияния казавшегося мирным атома.
Сергей Иванович Гурин, подполковник внутренней службы запаса, а ныне лаборант кафедры физического воспитания и спорта ГрГУ имени Янки Купалы, был в Чернобыльской зоне с 16 июня по 16 июля 1986 года. Попал туда в составе сводного отряда, сформированного УВД Гродненского облисполкома.
– Наш второй отряд разместился в деревне Савичи Брагинского района. Перед нами стояла задача охранять общественный порядок на территориях населённых пунктов , входящих в 30-км зону отчуждения, – рассказывает Сергей Иванович. – Мы были молодыми, патриотически настроенными. Оказание такой помощи государству было для нас честью.
Сергей Иванович вспоминает, что большую часть времени находясь на службе приходилось находиться в блиндажах под землей: это уменьшало воздействие радиации. Ко времени прибытия второго отряда место дислокации военных было хорошо оборудовано: были построены бани, прачечные.
– Приходя со службы, мы были обязаны вытряхивать и просушивать одежду, принимать душ, париться в бане. После этого надевали прежнюю форму, считая, что она уже неопасна.
Военные выезжали в опустевшие деревни замерять уровень радиации на БТРе: считалось, что он в 10 раз сокращает уровень проникновения радиации. Несмотря на это, «зона» была обнесена двухметровым забором из колючей проволоки, местные жители стремились попасть в свои деревни, в свои дома. И многим это удавалось.
– Однажды подъезжая к КПП, мы встретили плохо одетого старика на велосипеде, – вспоминает Сергей Иванович. – Он пытался перелезть через забор. Спросили, куда он идет. Дедушка ответил: «Детки, делайте со мной что хотите: арестовывайте, убивайте. Но я иду в свой дом». Был и другой случай: въехали на территорию и видим издалека, что в одном огороде работает бабушка. Подъезжаем ближе – ее уже нет. Подошли вплотную – лежит между грядок, прячется. Она знала, что ее могут выселить, но не хотела оставлять свой дом. Люди не могли смириться с мыслью, что покидают родные места навсегда. На территории заброшенных деревень осталось много живности: свиней, собак. Собакам мы давали клички, например, Изотоп, и другие, связанные с радиацией. Кормили их, играли.
В 1986 году Сергею Ивановичу было 33 года. Сейчас из той командировки помнится в основном хорошее: общение, дружба, взаимовыручка. Конечно, бесследно для здоровья такая работа пройти не могла. Но ежегодные обследования и прием лекарств помогают чувствовать себя хорошо…
Беседовала Ирина Герасимович
Полную версию статьи читайте в ближайшем номере газеты «Гродзенскі ўніверсітэт»
Представители Гродненского государственного университета имени Янки Купалы вместе с неравнодушными гродненцами собрались сегодня, 26 апреля 2016 года, в городском парке имени Жилибера, чтобы вспомнить события 30-летней давности на Чернобыльской атомной электростанции.