С 70-летием, профессор Валерий Николаевич Черепица!
1 января исполнилось 70 лет профессору Валерию Николаевичу Черепице.
Этот человек настолько многогранен, что трудно всесторонне рассказать о нем. Валерий Николаевич Черепица – профессор, заведующий кафедрой истории славянских государств Гродненского государственного университета имени Я. Купалы.
Им написано огромное количество монографий, более двух десятков из которых изданы в печати.
За научно-исследовательскую деятельность, успехи в работе по подготовке педагогических кадров он удостоен многих государственных наград.
Валерия Черепицу отличают исключительная интеллигентность, интеллектуальность. Он стоял у истоков создания музея истории университета , помогая его первому директору расставлять фотографии по хронологии его развития.
Он часто приходит в музей со своими студентами, где рассказывает его богатую историю на экспонатах музея.
Он стал лауреатом премии имени А.И. Дубко. Является членом Союза писателей РБ.
В канун своего юбилея Министр образования РБ профессор Сергей Александрович Маскевич наградил его Почётной грамотой МО РБ.
Валерием Николаевичем Черепицей могут гордиться и лидчане. Ведь он их земляк: вырос и получил путевку в жизнь в Лиде.
Его предки по отцовской линии из-под Белостока, православная белорусская семья. Дед Иван Викентьевич работал составителем поездов на станции Белосток, а затем – Гродно. С началом Первой мировой войны многие семьи подались на восток, был эвакуирован в Россию и дедушка с женой и детьми. После нескольких переездов обосновались на станции Жудилово. Дед Иван Викентьевич работал здесь бригадиром бригады по ремонту путей. Когда мой отец подрос и пришло время выбирать будущую профессию, он тоже решил связать свою судьбу с железной дорогой и стал машинистом. Отец женился на местной девушке. У них родилась дочка, моя старшая сестра, а в самый канун Нового, 1945, года на свет появился я. Когда ему был год отроду, отца направили работать в Гродно, а оттуда – в Лиду.
Родной город Лида ассоциируется с первыми шагами и ощущением себя. Поначалу его семья жила в вагоне товарняка, обшитом одеялами, который стоял в тупике. Его первыми игрушками были болты, гайки. Так что уклад жизни, который описывает Михась Лыньков в «Миколке-Паровозе», ему знаком не по страницам книги.
В 1949 году они переселились из вагончика в квартиру в двухэтажном жилом доме недалеко от железной дороги (теперь на этом месте стоят многоэтажки, возведенные в 60-70-х годах)… Ленинская, 42, позже, после смены адреса, – 44… Сюда он возвращается в своих снах, сюда он писал письма родителям во время студенческой и армейской жизни. А Лида? Это крепость, железнодорожный вокзал, парк с танцплощадкой, стадион, где проходили футбольные встречи команд «Локомотив», «Звезда», рынок (или, как его называли, базар), где звучали русский, польский, еврейский языки и «трасянка». Мы гордились, что в нашем городе есть фабрики, заводы. И вообще, Лида – это пуп земли.
В 50-60-х годах на его глазах на месте разрушенной войной Лиды вырастал современный город. Но он не только всматривался в настоящее, но и жил историей. С детства любил общаться с пожилыми, много повидавшими людьми, было интересно слушать их рассказы о минувшем. Он умел вслушиваться в лидское многоязычие. Во многом благодаря общению с бабтей Марией и тетей Владей Якубовскими, что жили по соседству, познал азы польского языка. Свою роль сыграли и родители: нередкие разговоры домашних о пережитом также прививали любовь к истории семьи, страны, народа. Конечно, след оставил и тогдашний директор школы №3, где он учился, Анатолий Евстафьевич Подвойский, который преподавал историю и обществоведение. Как себя помнит, много читал. Домой из библиотек носил охапками книги. Интересовался и периодической печатью. Отец обязательно выписывал газету железнодорожников «Гудок». А он даже в лидскую газету «Уперад», «Пионерскую правду», «Зорьку» писал заметки. Думал поступать на факультет журналистики. Даже на областном конкурсе художественной самодеятельности выступал с песней журналистов. Помните? «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете…».
Но, наверное, судьбе так было угодно, чтобы он стал студентом истфака Гродненского пединститута. Успешно сдавал сессии, была практика – археологические раскопки. Но пришла повестка идти служить в армию. Служил в войсках ПВО под Калининградом. Вернулся в институт, продолжил учебу. При подготовке первой научной студенческой работы сформировались любовь к работе с архивными источниками, желание делать открытия. Тем более что вскоре пришло и признание нго работ на республиканских конкурсах.
После окончания пединститута был приглашен на работу на областное телевидение. Но, несмотря на престижность и интерес к профессии журналиста, тяга к постижению истории опять взяла верх. И когда в 1970 году предложили место преподавателя кафедры истории СССР и БССР, согласился. С той поры прошел все ступеньки служебного и научного роста. Под руководством профессора Бориса Марковича Фиха учился в аспирантуре, защитил кандидатскую. Звание профессора было присвоено в 1991 году. Двадцать лет проработал в должности декана исторического факультета. В 90-е годы был среди тех, кто связал свое будущее и будущее всего народа с Россией и другими славянскими государствами. Отказавшись от принадлежности к какой-либо партии, в должности заведующего кафедрой истории славянских государств своими научными трудами и поныне старается укреплять сотрудничество славянских государств. При этом я всецело ощущант себя белорусом.